Отрасль международных автоперевозок в Калининградской области находится в критическом состоянии, что создаёт риски для всей экономики региона. Об этом говорится в обращении к Антону Алиханову, которое подписали представители 77 транспортных предприятий в четверг, 25 августа.
На этой встрече побывал и корреспондент «Клопс».
«В Калининградской области зарегистрировано более 1 800 предприятий международных автомобильных перевозок грузов с общим парком более 9 000 транспортных средств, сегодня в простое находится больше половины парка транспортных средств. На предприятиях трудится более 12 000 человек, что является 2% трудоспособного населения Калининградской области. Сложившаяся ситуация характеризует состояние отрасли международных перевозок грузов автомобильным транспортом как критическое, что создает неприемлемые риски как для региональной экономики, так и для социальной сферы», — говорится в обращении.
Перевозчики просят Алиханова инициировать создание межведомственной рабочей группы, которая занялась бы решением их проблем. Чтобы ускорить процесс, транспортники тоже объединились и запротоколировали свои предложения.
Некоторые перевозчики могут остаться не у дел в ближайшее время, поскольку водители на грани увольнения. «Сейчас все эти люди уволятся — те, кто пиво возит, кто магазины снабжает. Представляете, сколько людей освободится? Будем ходить, работу искать», — эмоционально высказался представитель одной из компаний. Ему возразили — в регион по-прежнему привозят «скоропорт» и товары жизненной необходимости.
У предпринимателей заканчиваются деньги. «[Система] «Платон», например, три копейки стоит, но нам же их нужно заработать. А если мы стоим — деньги не поступают. Раньше можно было кредит взять, а сейчас даже беспроцентный если дадут — чем его возвращать?» — возмущался другой перевозчик.
Эмоции зашкаливали. «Пусть Литва теперь выкупит эти машины, они мне больше не нужны, мне надо семью сохранить, прокормить», — добавил один из транспортников.
Немало грузовиков вынужденно находятся «на приколе», а свои стоянки есть далеко не у всех компаний. Арендовать место стоит 300 рублей в сутки.
«На сегодняшний день вот такая реальность — мне некуда машину поставить и нечем заплатить за неё. В кратчайшее время надо решить со стоянками вопрос для тех, у кого нет своей территории», — один из участников встречи предложил использовать для парковки фур Октябрьский остров.
Участник инициативной группы, предприниматель Олег Бутенко, перечислил основные проблемы, с которыми встречаются владельцы грузового транспорта и водители.
1. Перевозчики несут потери из-за простоя транспорта.
Как утверждают транспортники, в Калининградской области простаивают около 4 000 фур. Такая ситуация наблюдается на протяжении полугода. Компании несут убытки по нескольким пунктам: суточные водителю — 500 руб., стоянка авто — 250 руб., транспортный налог — 45–50 тысяч в год. Помимо этого, оформлялись ОСАГО, страховки на прицеп и сам тягач, «зелёные карты», техосмотр.
«Все деньги затрачены на год, и полгода уже стоим. Водители хотят уже увольняться, мы держим их сейчас за свои деньги, которые скоро закончатся. Ещё месяц мы их покормим — и все разбегутся», — говорит Бутенко.
Перевозчики просят освободить их от транспортного налога на время действия транзитных ограничений. Предприниматели надеются также на субсидии, которые позволят компенсировать расходы за время простоя.
2. Чтобы работать в «большой» России, нужно «дотаможить» фуры и заплатить утилизационный сбор.
Перевозить грузы по стране на фурах с областной растаможкой нельзя. Чтобы получить такое право, надо заплатить около 3 млн рублей.
3. Калининградские фуры могут выезжать на пределы региона на срок не больше месяца: это не позволяет возить грузы в другие страны.
Таковы таможенные правила. «В Грузии месяц только на границе стоят. Месяц туда и месяц обратно плюс загрузка — выходит около трёх месяцев. А через месяц таможня уже будет штраф накладывать на те машины, которые выехали и не вернулись», — объяснил Олег Бутенко.
Перевозчики просят увеличить срок для калининградских грузовиков до полугода.
4. Водителям сложно оформить визы.
По словам собеседника «Клопс», у калининградцев остался только один вариант: литовский шенген. Консульства других стран, традиционно выдававших визы дальнобойщикам — Франции, Польши, Финляндии — сейчас отвечают отказом.
«У водителя 14 сентября заканчивается виза. Я звонил в консульский отдел в Советске. Работает одна девушка и отвечает на литовском языке: «Регистрации нет. Может быть, мы её откроем 1 сентября, до этой даты записи не будет». В итоге вчера приняли документы, 30 августа будет ответ», — привёл пример Бутенко.
Предприниматель добавил, что двое его водителей уже уволились, после того как у них закончились визы: «Им семьи кормить надо, пошли работать в такси».
5. У водителей, ждущих очереди на паром в Усть-Луге, плохие бытовые условия.
Люди неделями ждут погрузки, обходясь без горячей пищи и душа. Торговых точек поблизости нет. «У меня две машины стоят уже больше месяца в Усть-Луге, там порядка 150 фур сейчас», — говорит Бутенко.
Перевозчики намерены обратиться к властям и предпринимателям Ленинградской области, чтобы от порта к магазинам пустили маршрутки, а рядом со стоянкой открыли душевые.
6. За стоянку в порту приходится платить.
По словам собеседника «Клопс», место на парковке стоит 300 рублей в сутки. «Сначала говорили, что до 15 августа откроют заявки на паром, потом сказали, что 1 сентября. Люди машины бросили и вернулись сюда самолётом, а грузовики стоят. Если возвращать их пустыми, выйдет около 110 тысяч рублей», — поделился Бутенко.
Перевозчики будут обращаться в Минтранспорта с просьбой субсидировать оплату стоянки в порту.
7. Отсутствие ответных мер в отношении литовских и польских перевозчиков.
Иностранные грузовики беспрепятственно въезжают в регион. «Надо было сделать, как белорусы — перегрузочные базы. Доехал до границы, отдал прицеп российскому перевозчику — я выгрузил и вернул. И была бы у меня работа», — считает Бутенко.
8. В шторм паромы будут ходить реже.
Самые большие трудности, по мнению предпринимателя, начнутся осенью с приходом штормов — паромы будут простаивать. По словам эксперта, есть другая проблема: в Балтийске одна разгрузочная стенка: если приходит четыре судна, приходится ждать.