До сих пор по маршруту Узбекистан-Афганистан-Пакистан перевозили грузы только пакистанские водители. Теперь по этому маршруту впервые проехали и узбекистанцы. Ожидается, что рейсы станут регулярными. Kun.uz пообщался с соотечественниками-водителями, которые привезли товары из Карачи в Ташкент на грузовиках.
Шоферы рассказали об особенностях, опасностях и интересных событиях на маршруте «Ташкент – Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар – Карачи».
Наши собеседники Дилмурод Норматов и Ойбек Бегматов – водители-международники с многолетним стажем, проехавшие за рулем грузовика тысячи километров. В первую поездку они привезли мясо из Пакистана.
Дилмурод Норматов:
- Работаю в сфере транспортных перевозок с 1992 года. Предложение поехать в Пакистан и доставить груз поступило от руководителя нашей логистической компании. Наш лидер — как капитан Кусто, такой человек, который любит путешествовать. «Поедем посмотрим эти земли (Афганистан, Пакистан)», — предложил он.
Дорога, по которой еще не ездил, всегда кажется длиннее, а мы ехали в первый раз. Прогресс в Афганистане замедлился, там было много войн, поэтому понятно, что люди там многого боятся. Мы видели такие вещи только в кино. Если увидеть вживую, то все по-другому.
Многое показалось нам странным, когда мы пересекли границу. Вообще у нас, и в других странах, если люди в военной форме или форме носят оружие, то мы знаем, что это пограничник, военнослужащий, которому государство доверило оружие. А когда мы туда попали, то увидели, что все ходят по улице в обычной одежде и с оружием. В общем, мне показалось, что мы попали в противоположный мир.
Ойбек Бегматов:
«Пока я загружался в Беларуси, позвонила наша девушка-логист и сказала: «Нужно перевезти мясо из Пакистана через Афганистан. Вы поедете в Афганистан?». Я ответил: «Кто-нибудь ездил уже туда? Если нет, то я не пойду». Я был одним из первых, кто отказался. У нас 4-5 водителей и мой напарник, все сказали, что не поедут.
После возвращения из Беларуси наши рейсы туда прекратились. А сидеть без дела – толку мало. Нужно работать. Затем наш руководитель снова сделал то же предложение, и я ответил: «Если вы пойдете со мной, я согласен».
Как только начальник едет с тобой, он сам увидит те трудности, с которыми приходится сталкиваться в пути. Это бывает и когда едешь в Россию, и когда едешь в Беларусь. В общем, в работе водителя есть свои трудности, как и в любом другом деле.
Даже если вы спросите людей, которые служили в Афганистане, они не могут объяснить вам, что такое Афганистан. Вы не узнаете этого, пока не увидите своими глазами. Условия непростые. Когда талибы говорят «Стоп», вы не можете не остановиться. Это – скоропортящийся груз, но они этого не понимают.
В Афганистане нет закона, вообще нет правил. Нет ГАИ, а какие правила без ГАИ? Тяжело…
Дилмурод Норматов:
- Близкие к Узбекистану районы Афганистана в относительно неплохом состоянии. Оно меняется по мере удаления. Мусор на улицах и так далее. Я и горсти узбекской земли не дам, не дам, даже если попросят... Открыто снимать нельзя, фотографировать людей нельзя. Они смотрят на эти вещи очень строго. А в Пакистане – без проблем. Ставим телефон в уголок и все равно снимаем на память. А как же: наши знакомые спросят: «Ты ездил, покажи и нам. Правда то, что выкладывают на YouTube?» Да почти то же самое.
Мне понравилось то, что, когда мы добираемся до Афганского перевала, большие грузовики едут колонной. Но обязательно найдется какой-нибудь балбес, пытающийся проскочить. Талибы таких останавливают и бьют. Это меня очень впечатлило. В результате нарушитель больше никогда такого не сделает. Мы видели это, и мы также не станем.
По дороге из Мазари-Шарифа в Кабул везут много продовольствия. Продукты питания, уголь, строительные материалы. Разрешено двигаться туда в течение двух дней, а обратно – один. Поэтому нам пришлось задержаться в горах на 2 дня. У нас была еда, мы готовили и ели.
Ночью спали в машине, но недолго, утром на рассвете опять в дорогу. Когда мы пересекали границу, таможенники Афганистана предупредили: «Не ездите по ночам, это небезопасно». Говорят, что все еще неспокойно.
Там с уважением относятся к узбекам. Я и сам это почувствовал. Мы говорим, что из Узбекистана и нас без разговоров пропускают. И в Пакистане, когда мы пересекали афгано-пакистанскую границу, пакистанские пограничники радостно встречали нас, узнав, что мы узбеки.